Section outline

  • Выделено
    • В работе рассматривается проблема анализа эффективных практик развития артикуляционной моторики у глухих школьников и их адаптация к особенностям фонетической организации туркменского языка.

      Исследование выполнено на базе партнера-работодателя кафедры коррекционной педагогики АПП ЮФУ Ростовского областного центра образования неслышащих учащихся (педагог-наставник РОЦОНУ Васильева Светлана Александровна, Ростов-на-Дону).

      В результате проведенного исследования разработано и апробировано содержание коррекционной работы по развитию артикуляционной моторики у глухих школьников с доминирующим туркменским языком.

    • В работе раскрывается содержание работы по развитию словарного запаса младших школьников с нарушениями интеллекта в процессе логопедической работы с использованием методических разработок MED-EL (Австрия), адаптация методики работы на туркменский язык.

      Исследование выполнено на базе партнера-работодателя кафедры коррекционной педагогики АПП ЮФУ Ростовского областного центра образования неслышащих учащихся (педагог-наставник РОЦОНУ Васильева Светлана Александровна, Ростов-на-Дону).

    • В работе рассматривается проблема развития студентами-дефектологами навыков дактильной речи русского и туркменского языка для организации взаимодействия с глухими школьниками в коррекционных образовательных учреждениях. Работа проводилась с использованием УПФТ-1/30 – «Психофизиолог».

      Исследование выполнено совместно с наставниками-сурдопедагогами партнера-работодателя кафедры коррекционной педагогики АПП ЮФУ Ростовского областного центра образования неслышащих учащихся (педагог-наставник РОЦОНУ Васильева Светлана Александровна, Ростов-на-Дону)

      В результате проведенного исследования

      - описан опыт наставников по организации взаимодействия с глухими школьниками в учебной и внеучебной деятельности, описана методика коммуникации;

       - разработано содержание формирующей работы со студентами-дефектологами для отработки и закрепления навыков базового словаря дактильной речи педагога-дефектолога на русском языке, а потом на туркменском. 

      - разработан словарь предложений, которые часто говорил наставник, потом мы перевели его на туркменский язык;

      - проведены обучающие занятия для студентов дефектологов по изучению туркменской дактильной речи.

    • В работе рассматривается проблема определения содержания работы по коррекции звукопроизношения у младших школьников с дизартрией и адаптация ее к особенностям фонетической организации туркменского языка.

      Для адаптации формирующей программы к особенностям фонетической организации туркменского языка были: 

      - сопоставлены алфавиты русского и туркменского языков и составлены артикуляционные профили звуков туркменского языка; 

      - подобран материал для диагностики, постановки и автоматизации звуков на туркменском языке;

       - проведена практическая работа со студентами-дефектологами из Туркменистана, для обобщения опыта применения зондозаменителя - ватной палочки.

    • Проблема исследования: проверка методики включения интерактивных технологий в работу по развитию слухового восприятия у обучающихся с нарушениями слуха и адаптация для выборки детей с доминирующим туркменским языком.

      Исследование выполнено на базе партнера-работодателя кафедры коррекционной педагогики АПП ЮФУ Ростовского областного центра образования неслышащих учащихся (педагог-наставник РОЦОНУ Васильева Светлана Александровна, Ростов-на-Дону).

      В исследовании адаптировались подходы слухоречевой работы с глухими школьниками на примере интерактивных программ: 

      1. Открываем 100 звуков 

       2. Оценка слуховых навыков ребенка (Auditory Skills Checklist). Адаптирован И.В,Королевой. 

       3. Слухоречевой тренажёр RediApp.


    • Квалификационная работа решала проблему описания и адаптации на туркменский язык содержание работы сурдопедагога  по развитию фонетической стороны речи над звуками первого концентра у глухих школьников.

      Исследование выполнено на базе партнера-работодателя кафедры коррекционной педагогики АПП ЮФУ Ростовского областного центра образования неслышащих учащихся (педагог-наставник РОЦОНУ Васильева Светлана Александровна, Ростов-на-Дону).

      В результате проведенного исследования были выполнены следующие практические задачи:

       - описаны особенности работы наставника-сурдопедагога по развитию фонетической стороны речи над звуками первого концентра с помощью верботонального метода; 

      -проанализирован звуковой и частотный диапазон русского и туркменского алфавита, разработана артикуляционные профили туркменского языка;

      - разработка содержания работы для отработки и закрепления навыков произношения у глухих школьников звуков первого концентра, профили звукоподражания на туркменском языке;

      - описаны особенности организации слухоречевой среды учебного класса для закрепления навыков произношения звуков первого концентра.

    • Работа направлена на определение содержания базового словаря русского жестового языка для общения с учащимися с нарушением слуха в коррекционных образовательных учреждениях, а также развитие у студентов-дефектологов навыков применения РЖЯ в школе глухих.

      Исследование выполнено совместно с наставниками партнера-работодателя кафедры коррекционной педагогики АПП ЮФУ Ростовского областного центра образования неслышащих учащихся (РОЦОНУ, Ростов-на-Дону)

      Работа строилась на основе предположения, что взаимодействие педагога-дефектолога с глухими школьниками в учебной и внеучебной деятельности будет эффективно следующих условиях: 

      - при подборе лексического материала для словаря русского жестового языка необходим анализ опыта наставников по организации взаимодействия с глухими школьниками в учебной и внеучебной деятельности; 

      - подготовка материалов для изучение студентами-дефектологами базового словаря русского жестового языка будет учитывать данные диагностики психофизиологического состояния студентов-дефектологов (темп, ритм, скорость, количество повторов, способ выработки навыков и т.д.).

      Работа проводилась с использованием УПФТ-1/30 – «Психофизиолог»

      Основная задача коррекционной работы формирующего эксперимента заключалась в описании и адаптации на туркменский язык содержания работы по изучение русского жестового языка для работы педагога-дефектолога с глухими школьниками. В процессе выполнения квалификационной работы нами были выполнены следующие задания. • - Проанализированы занятия сурдопедагога Васильевой С.А. • - Описаны стратегии работы сурдопедагога с глухими школьниками. • - Собран словарь жестов, которые сурдопедагог использует в своей работе. • - Составлен базовый словарь жестов для работы педагога-дефектолога с глухими детьми. • Таким образом, все поставленные задачи выполнены.

    • Цель квалификационного исследования: разработать и апробировать содержание тифлопедагогической работы по развитию академических способностей по русскому языку у слепых обучающихся.

      Исследование выполнено на базе основного места работы студента.

      В исследовании проверялось предположение о том, что у слепых обучающихся успешность развития академических способностей по русскому языку будет зависеть от следующих условий:

      -определения уровня психофизиологических особенностей слепых обучающихся;

      -использования алгоритма компенсаторных способов действий в урочной и внеурочной деятельности;

      -реализации индивидуальной траектории дополнительного обучения в рамках коррекционных курсов (социально-бытовая ориентировка, предметно-пространственная ориентировка, развитие коммуникативной деятельности, тифлотехника).

    • Цель квалификационного исследования - разработать и апробировать содержание работы по коррекции статокинетических функций у детей дошкольного возраста с ЗПР средствами иппотерапии.

      Исследование выполнено по запросу партнера-работодателя кафедры коррекционной педагогики АПП ЮФУ конного клуба "Белая лошадь" (Ростов-на-Дону).

    • Квалификационное исследование направлено на теоретический анализ и определение основных направлений коррекционно-педагогической работы по обучению пересказу детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    • Квалификационное исследование направлено на разработку и апробацию содержания коррекционно-развивающей работы по развитию ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста с функциональными нарушениями зрения средствами дидактических игр

    • Квалификационное исследование направлено на разработку и реализацию содержания коррекционной работы по развитию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

    • Квалификационное исследование направлено на разработку и внедрение в практику содержание работы с использованием элементов логоритмики в структуре логопедического занятия с детьми с первым уровнем речевого развития.

    • Цель квалификационного исследования - разработать и апробировать содержание работы по коррекции моторных функций у детей с задержкой психического развития средствами иппотерапии.

      Исследование выполнено по запросу партнера-работодателя кафедры коррекционной педагогики АПП ЮФУ конного клуба "Белая лошадь" (Ростов-на-Дону)

    • Цель исследования - разработать и апробировать содержание работы по коррекции эмоциональной сферы у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

      Исследование выполнено на базе основного места работы студента.

    • Квалификационное исследование направлено на разработку и апробацию содержания работы по коррекции функционального состояния детей с РАС старшего дошкольного возраста с помощью занятий иппотерапией.

    • Удостоверение Медаль Ю.Жданова _Котова Юлия

      Квалификационное исследование направлено на разработку и апробацию содержания коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений письменной речи у младших школьников с ЗПР.

      Исследование выполнено по запросу партнера-работодателя кафедры коррекционной педагогики АПП ЮФУ  - МБОУ «Лицей № 20 имени В.П. Поляничко» города Ростова-на-Дону.

      В работе проверялось предположение, о том, что процесс коррекции нарушений письма у младших школьников с ЗПР будет протекать эффективно при соблюдении следующих условий: 

      - использовании традиционных диагностических методик в целях изучения уровня развития устной и письменной речи детей первой ступени образования; 

      - коррекции нарушений письменной речи детей с использованием комплекса коррекционно-развивающих технологий работы с текстом фронтовых писем; 

      - внедрении и апробации перспективно-тематического плана по коррекции нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста с ЗПР.


    • Квалификационная работа направлена на разработку содержания работы по коррекции темпо-ритмической стороны речи у старших дошкольников с ОНР с применением интерактивной доски.

      Исследование выполнено на базе основного места работы студента.

      В исследовании проверялось предположение о том,что развитие темпо-ритмической стороны речи у старших дошкольников с ОНР будет результативно при следующих условиях: 

      – коррекционно-развивающая работа будет проводиться на основе данных обследования уровня темпо-ритмического развития старших дошкольников с ОНР; 

      – содержание, объем и характер упражнений будут персонализированы в зависимости от уровня развития темпо-ритмической стороны речи; 

      – в процессе коррекции темпо-ритмической стороны речи будут использованы интерактивные задания и упражнения.

    • Квалификационное исследование направлено на разработку и апробацию содержания коррекционной работы по развитию ситуативной коммуникации у младших школьников с нарушенным слухом на уроках математики.

      Исследование выполнено по основному месту работы студента, по запросу партнера-работодателя кафедры коррекционной педагогики АПП ЮФУ Ростовского областного центра образования неслышащих учащихся (РОЦОНУ, Ростов-на-Дону)

    • Исследование направлено на разработку содержания процесса сопровождения и коммуникации с глухими женщинами в амбулаторных условиях медицинского учреждения с помощью русского жестового языка. 

      Исследование выполнено по запросу партнера-работодателя кафедры коррекционной педагогики АПП ЮФУ - Ростовской области «Ростовский областной центр образования неслышащих учащихся» (ГКОУ РО РОЦОНУ) г. Ростова-на-Дону совместно с Городской клинической больницы скорой медицинской помощи №2, БУЗОО «ГКБСМП №2» (Ростов-на-Дону). 

      В исследовании проверялись две гипотезы.

      1.Трудности коммуникации с глухими женщинами-роженицами в амбулаторных условиях медицинского учреждения связаны с проявлением неврологических проблем у детей: 

      – для выборки учащихся школы глухих характерно наличие остаточных неврологических нарушений; – глухие дети с остаточными неврологическими нарушениями имеют глухих матерей; 

      – существует связь между наличием у учащихся младших классов школы глухих остаточных проявлений неврологических нарушений и наличием коммуникативных барьеров у глухих матерей в процессе родов. 

      2. Расширение вариантов коммуникации, использование базового РЖЯ дефектологами, медицинским персоналом и врачами с глухими женщинами в амбулаторных условиях позволяет выстроить оптимальный маршрут медицинского сопровождения глухих женщин, повысить их удовлетворенность процессом коммуникации.

      В результат проведенного исследования были:

      – определены коммуникационные ситуации и обстоятельства, которые возникают в процессе нахождения глухих женщин в амбулаторных условиях медицинского учреждения; 

      – определены наиболее эффективные формы и наполнение скриптов;

       – подготовлен и структурирован собранный материал, проведена проверка его репрезентативности; 

      – разработаны скрипты, записан базовый тематический видео-словарь.

    • Квалификационное исследование направлено на разработку и апробацию содержания коррекционно-логопедической работы по развитию лексической стороны речи у дошкольников с ОНР.

      Исследование выполнено на базе мультипликационной студии партнера-работодателя кафедры коррекционной педагогики АПП ЮФУ - МБДОУ детский сад №3 «Лебёдушка» г. Батайска Ростовской области.

    • Квалификационное исследование направлено на разработку и апробацию содержания коррекционно-развивающей работы по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития средствами арттерапии.

    • Квалификационное исследование направлено на разработку и апробацию содержания коррекционно-педагогической работы по формированию у младших школьников с ЗПР вычислительных навыков.

      Исследование выполнено на базе основного места работы студента - МБОУ «Школа №26» Пролетарского района г. Ростов-на-Дону.

      В работе проверялось предположение о том, что коррекционно-педагогическая работа по формированию у младших школьников с ЗПР вычислительных навыков будет протекать эффективнее при соблюдении следующих условий: 

      - учет уровня когнитивного развития детей и их индивидуальных особенностей, выявленных в ходе первичной диагностики; 

      - учет общедидактических и дефектологических принципов формирования вычислительных навыков у детей при определении содержания коррекционно-педагогической работы; 

      - следование принципу поэтапности при реализации работы по формированию и развитию вычислительных навыков у младших школьников с задержкой психического развития.

    • Квалификационное исследование направлено на разработку и реализацию содержания коррекционной работы, направленной на развитие коммуникативных навыков у младших школьников с интеллектуальными нарушениями.

      Исследование выполнено на базе основного места работы студента - ГКОУ Краснодарского края специальная (коррекционная) школа - интернат Староминский район, ст. Староминская.


    • В работе рассматривается проблема подбора содержания сурдопедагогической работы по развитию фонетической стороны речи у учащихся после кохлеарной имплантации с использованием различных игровых механик.

      Исследование выполнено по основному месту работы студента, по запросу партнера-работодателя кафедры коррекционной педагогики АПП ЮФУ - ГКОУ РО Ростовского центра образования неслышащих учащихся РОЦОНУ г. Ростова-на-Дону.

      В результате проведенного исследования.

      1. Систематизированы результаты анализа литературы и наблюдения за наставниками, провести сравнительный анализ 3 подходов к организации индивидуального урока по развитию фонетической стороны речи у глухих учащихся с кохлеарной имплантацией. 

      2. Разработана классификация игровых механик для использования в коррекционно-развивающей работе с детьми с кохлеарной имплантацией на индивидуальной слуховой работе.

       3. Апробированы упражнения по различным игровым механикам для развития фонетической стороны речи детей с кохлеарной имплантацией.

      4. Предложены траектории индивидуальной дифференциации содержания, объема, характера заданий в зависимости от уровня развития фонетической стороны речи.

      Сурдопедагогический эксперимент подтвердил результативность предложенной работы.

    • Исследование направлено на разработку и апробацию содержания работы по формированию учебных навыков у младших школьников с множественными нарушениями на индивидуальных занятиях.

      Исследование выполнено по запросу партнера-работодателя кафедры коррекционной педагогики АПП ЮФУ  - МБОУ «Лицей № 20 имени В.П. Поляничко» города Ростова-на-Дону.

    • В квалификационном исследовании доказывался авторский коррекционно-развивающий подход по преодолению нарушений темпо-ритмической стороны речи у младших школьников с речевыми нарушениями через организацию ряда условий следующих условий:

      - использовании данных диагностического обследования детей в процессе коррекционно-развивающей работы;

      - использовании средств музыкальной деятельности и логоритмики в коррекции нарушений темпо-ритмической стороны речи у детей;

      - проведении просветительских консультаций для родителей и учителей начальных классов по вопросам развития темпо-ритмической организации речи детей с нарушениями речи.

      Исследование выполнено по основному месту работы студента.

    • Квалификационная работа направлена на анализ научно-методическую и психолого-педагогической литературы по проблеме формирования связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, разработку и апробацию содержания логопедической работы над связной речью у целевой группы старших дошкольников.

    • Цель исследования: разработка содержания работы тьютора-дефектолога по развитию базовых учебных навыков у учащихся младшего школьного возраст с РАС в инклюзивной школе.

    • Квалификационное исследование направлено на разработку и апробацию содержания коррекционно-развивающей работы по развитию коммуникативных навыков с использованием медиатехнологии у подростков с нарушенным слухом в ГКОУ Республики Адыгея «Адыгейская Республиканская школа-интернат для детей с нарушением слуха и зрения».

      В работе проверяется предположение предположение, что развивающая работа по развитию коммуникативных навыков у подростков с нарушенным слухом будет протекать эффективно при соблюдении следующих условий: • учет уровня коммуникативных навыков у подростков с нарушенным слухом; • разработка содержания развивающей работы по расширению и достижению потенциально возможного уровня овладения диалогической речью с использованием медиатехнологии; • внедрение смешанной формы организации занятий по развитию коммуникативного компонента речи с использованием медиатехнологии у подростков с нарушенным слухом.

      В ходе формирующего эксперимента определена и апробирована форма взаимодействия «подросток с нарушенным слухом-медиа пространство» с целью развития навыков диалогической речи. Подобран механизм развивающих занятий с использованием медиатехнологии, включенный в тематический план работы с подростками с нарушенным слухом. Были созданы видео-треки, переведенные на РЖЯ для последующего закрепления пройденного материала.